Тест-драйв Skoda Superb
Skoda Superb стал еще больше,
еще удобнее, еще буржуазнее
Cоциализм прогрессивнее, гуманнее, лучше капитализма. Даже капиталисты не спорят с этим. Но есть у этой формации одна неприятная особенность. Все материальное, что создается не в интересах всего прогрессивного человечества, а для нужд конкретных людей – от обуви до жилья, при социализме превращается в отвратительное орудие пытки. Автомобили не исключение.
До войны Skoda имела репутацию одного из лучших автопроизводителей Европы, примером чего служил замечательный для своего времени автомобиль – Superb 1934 г. с 6-цилиндровым мотором, гидравлическими тормозами и независимой подвеской. Но в годы народной демократии чешская компания постепенно превратилась в производителя “соцреалистической” продукции для внутреннего употребления. Лимузин для Мао Дзэ-дуна – исключение, которое лишь подтверждало правило. Печальное следствие всего этого выявилось уже в 90-е годы, когда Skoda влилась в Volkswagen Group и стала искать себе место под капиталистическим солнцем. По словам нынешнего шефа компании Рейнхарда Юнга, главная проблема состояла в том, что “Skoda исчезла с радаров европейского потребителя”.
Как восстановить репутацию компании? Решили воспользоваться проверенным способом и пустить в оборот “исторический капитал”: в 2001 г. началось производство нового седана под славным именем Superb. Чтобы минимизировать риск, под видом Superb стали выпускать удлиненный и слегка загримированный VW Passat. Более того, даже работы по его “растягиванию” были проведены специалистами VW не специально для чехов, а для китайского рынка.
“Skoda была синонимом маленького автомобиля, – вспоминает Рейнхард Юнг. – Считалось, что большие седаны не про нас”. Тем приятнее был успех Superb. Всего было продано 130 тыс. седанов первого поколения. Skoda снова засветилась на радарах европейского рынка. В 1991 г. чешские автомобили продавались в 31 стране, в 2007 г. – уже в 100. Когда-то на экспорт шло лишь 10% продукции, ныне – 90%. Этот успех призван возглавить в качестве флагмана Superb второго поколения.
Представительский хэтчбек
В отличие от предшественника новый Superb уже не просто удлиненный Passat с логотипом Skoda, а самоценная разработка. Хотя, конечно, большинство элементов, из которых он создан, имеет маркировку “VW”. На чем, собственно, и стоит репутация чешской компании. Однако чехи внесли и свой, весьма значительный вклад.
Платформа нового Superb в основе та же, что и у Passat, но в шасси использованы элементы подвески Octavia (Golf), что придало автомобилю собственный характер при “общефольксвагеновской” линейке моторов и трансмиссий. Но главное отличие от предыдущего поколения все же перешло от Passat. Это поперечное расположение двигателя, что позволило практически при тех же габаритах и даже несколько меньшей колесной базе значительно увеличить внутренний объем. Смещена вперед коробка передач, центральный тоннель стал уже, в результате в задней части пространство для ног, и прежде немалое, увеличилось еще на 19 мм. По этому показателю Superb не имеет соперников. Можно сказать, что он занимает особое положение в своем классе: при габаритах сегмента “E” по размеру салона он сравним с моделями представительского класса “F”.
В прямые конкуренты ему намечены Ford Mondeo, Toyota Camry, Renault Laguna и прочие большие семейные седаны. Проблема лишь в том, что в последнее время отцы семейств предпочитают практичные хэтчбеки или импозантные кроссоверы. И некогда самый большой “надел” европейского рынка сократился с 25 до 15%. Однако этот сегмент тесно связан с другой целевой группой – бизнес-седаны. Одно из главных достижений Superb первого поколения состоит в том, что благодаря качеству и надежности ему удалось проникнуть в святая святых – в корпоративные гаражи. Superb значительно больше, чем Passat, но не дороже. Вот секрет успеха.
Новый Superb всем своим видом метит в представительские автомобили. Для семейного седана он выглядит слишком большим. Кажется, что его несколько неуклюжая габаритность даже подчеркнута. Последние новинки Skoda – Fabia и особенно Roomster – приучили нас к мысли, что чешская компания заговорила на собственном дизайнерском языке, ярком и самобытном. Внешность Superb не потрясает. Он консервативен и изящным выглядит далеко не во всяком ракурсе. Несмотря на все усилия (или благодаря их отсутствию), чешский лимузин все-таки кажется растянутым: короткий капот, длинная, плоская крыша и очень массивные задние стойки.
Зато у передка появилось более осмысленное, грозно-ироничное выражение благодаря изящному разрезу фар. Хорош фирменный “носик” с зеленым логотипом на трехмерной радиаторной решетке. Блок задней светотехники разделен крышкой багажника на две части, причем внутренняя является уменьшенным зеркальным отображением внешней, а обе в отдельности формируют в темноте узнаваемую фирменную С-образность. Не знаю, много ли в этом смысла, но выглядит интересно. Номерной знак сзади теперь находится на бампере, а не на багажнике. Еще один признак возросшей солидности. Обилие хромированных деталей разнообразит облик. Но в целом это автомобиль не для любителей повыпендриваться. Зато Superb может похвастать кое-чем, о чем другие могут только мечтать.
Прежде всего, это задняя дверь оригинальной концепции Twindoor. Можно сказать, что это мировое ноу-хау, вклад чешской компании в историю автомобилестроения. Сначала открывается узкая, как у пианино, крышка багажника. Справа можно нащупать вторую ручку. Нажатие на нее отзывается жужжанием электромоторов. После чего, снова нажав на первую рукоять, вы распахиваете уже не крышку, а пятую дверь вместе с задним стеклом. Проем увеличивается почти вдвое, а седан превращается в хэтчбек! Пианино не войдет, но виолончель – запросто. И не одна. Особенно если откинуть задние сиденья, которые увеличивают объем багажника с 565 до 1670 л. Эти цифры выглядят недостижимой мечтой для конкурентов. Не во всяком бизнес-седане можно перевозить холодильники. В некоторых комплектациях багажник двухъярусный с нижним “этажом” для мелких вещей. А в 2009 г. появится и универсал, так что в Skoda думают не только о вожделенных автопарках.
На задних сиденьях Superb очень просторно. Хотя в ширину чешский лимузин не обладает выдающимися габаритами. Троим сидящим сзади придется испытать “чувство локтя”. Однако для двоих – совершенно роскошная “лежанка”. Развалиться можно в любой позе. Пространства для ног столько, что можно исполнить дуэт на припасенных в багажнике виолончелях. Окончательные сомнения в истинных устремлениях этого автомобиля развеивают воздуховоды вентиляции в средних стойках, подогрев задних сидений и отсек для зонтика в задней левой двери. Этот автомобиль явно стремится угодить тому, кто сидит за спиной водителя. Ну а как чувствует себя человек за рулем?
Семья будет довольна
Чувствами водителя не пренебрегли, хотя шасси нового Superb явно настроено на повышенный комфорт. И в этом с ним опять же мало кто сравнится. Этот автомобиль не оснащен хитроумными электронными амортизаторами, а посему в настройках подвески нужно было делать выбор между мягкостью хода и спортивной злостью, которой в соответствии с последней модой начали злоупотреблять даже модели вполне гражданской наружности. Superb не стал выбирать бурю. Сказать, что он режет повороты как бритва, нельзя. Чувствуются крены и продольная раскачка. Зато любые неровности этот автомобиль преодолевает плавно, почти нежно. Обеспечен идеальный акустический комфорт в противоборстве с любой из стихий – огнем под капотом, твердью под колесами и воздухом за окнами. Электромеханический руль приятно тяжел, хотя и несколько вяловат. Да и тормоза я предпочел бы не то чтобы мощнее, но чуть “потверже”, особенно в варианте с топовым V6.
Supeb будет комплектоваться шестью двигателями. В Россию пойдут все три бензиновых и самый мощный из дизелей. Бензиновый 1,4-литровый мотор (125 л.с.) кажется не слишком внушительным для такого автомобиля. Но Superb лишь выглядит тяжеловесным, но таковым не является. Использование современных технологий позволило удержать его снаряженную массу в пределах 1500 кг, в итоге эта большая комфортабельная машина ведет себя довольно резво даже с самым малым из моторов. К тому же не забывайте, что это турбодвигатель, и наддув обеспечивает ему хорошую тягу в широком диапазоне оборотов.
Но особенно понравился турбомотор объемом 1,8 л и мощностью 160 л.с. Идеальное сочетание. Причем идеал в данном случае достигается не с 6-ступенчатой МКП, а с новым 7-ступенчатым преселективным “роботом” DSG. Даже по паспортным данным, разгон до 100 км/ч DSG обеспечивает быстрее, чем “механика”. Субъективные ощущения говорят о том же.
Топ-версия с мотором V6 поступит в продажу позже остальных, в 2009 г. Она комплектуется только преселективной роботизированной коробкой DSG с двумя сцеплениями. Но это DSG предыдущего поколения, 6-ступенчатая, со сцеплениями, работающими в масле, а не “по сухому”, как во втором поколении. Новый 7-ступенчатый DSG еще не способен справиться с мощью V6. И разница чувствуется. Например, в легкой “задумчивости”, с которой роботизированная КП топовой версии принимает решения после интенсивных действий педалью “газа”. Впрочем, динамика V6 весьма впечатляет (разгон до 100 км/ч – 6,5 с, максимальная скорость – 250 км/ч) чему способствует полный привод, без которого мощь флагманской версии не имела бы смысла. Это довольно простая система с муфтой Haldex, без особых заумностей подключающая заднюю ось при пробуксовке передней.
Несколько слов о дизеле. В каждой своей статье я неизменно повторяю, что современные дизели лучше бензиновых моторов подходят для условий эксплуатации в городе. Кроме того, обратите внимание, что 2-литровый 170-сильный турбодизель для переднеприводных машин будет топовым если не по динамике (разгон до “сотни” – 8,8 с, “максималка” – 222 км/ч), то по мощности. И он гораздо экономичнее: 6 л на 100 км при установке 6-ступенчатой “механики”. Кроме того, к дизелю можно заказать и 6-ступенчатую DSG.
Национальный лидер
Цена – единственный реликт социализма, с которым не хотелось бы расставаться. Увы, бюджетными автомобили Skoda в России уже не называют. Хотя Superb и в этом отношении является некоторым исключением. В России новинка появится в августе. Цена версии 1.4 TSI – от 790 тыс. рублей (напомним, что прежний Superb/Passat с мотором 1,8 л и 150 л.с. стоил от 719 тыс. рублей). Выпускаться он будет по-прежнему в Чехии. Слухи о сборке в России представители компании опровергают.
Размышляя о цене, надо помнить, что по комплектации Superb даст фору большинству конкурентов. Это большой комфортабельный автомобиль, понятный и надежный в поведении на дороге. На таком не убьетесь, пощекотать нервы себе и другим можно разве что на топовой версии. Выглядит как седан, а на самом деле является 5-дверным хэтчбеком. Надежность – одна из причин, по которой автомобили Skoda возлюбили и в госорганах, и в коммерческих структурах. Полагаю, что и для частных лиц эта репутация что-то значит. Superb может стать и отличным помощником руководителя, и надежным другом семьи.
Технические характеристики Skoda Superb 1.4 TSI | ||
Габариты, мм |
4838х1817х1462
|
|
Снаряженная масса, кг |
1425
|
|
Тип двигателя |
бензиновый L4 с турбонаддувом
|
|
Рабочий объем, куб. см |
1390
|
|
Макс. мощность, л.с./об/мин |
125/5000
|
|
Макс. момент, Нм/об/мин |
200/1500-4000
|
|
Трансмиссия |
механическая 6-ступенчатая
|
|
Макс. скорость, км/ч |
174
|
|
Привод |
передний
|
|
Макс. скорость, км/ч |
201
|
|
Время разгона 0-100 км, с |
10,5
|
|
Расход топлива (средний), л/100 км |
6,6
|
![]() |
![]() |
![]() |
||
Параметр/автомобиль
|
Skoda Superb 1.4 TSI M6
|
Ford Mondeo 1.6 M5
|
Renault Laguna 1.6 M6
|
|
Макс. мощность, л.с. |
125
|
122
|
115
|
|
Макс. момент, Нм |
200
|
160
|
151
|
|
Макс. скорость, км/ч |
201
|
195
|
192
|
|
Время разгона | ||||
0–100 км/ч, с |
10.5
|
12.3
|
11.7
|
|
Расход топлива, | ||||
л/100 км |
6.6
|
7.4
|
7.6
|
|
Безопасность | ||||
EuroNCAP |
*****
|
*****
|
****
|
|
Цена, руб |
790000
|
623900
|
694625
|
источник: журнал "Автопанорама"